Понедельник, 25.11.2024, 15:32
Приветствую Вас, Гость


Воспитательная работа.


I. Краткая справка о школе: достижения и анализ проблем

Ленинская средняя общеобразовательная школа находится в Белокалитвинской районе Ростовской области. В школе обучаются 204 ученика, работают 19 педагогов. Это высокообразованные, хорошо владеющие методикой преподавания специалисты. В школе работает заслуженный учитель РФ, 2 учителей высшей квалификационной категории, человек первой и человек второй квалификационной категории, а так же 18 человек обслуживающего персонала.
За последние годы ежегодно в среднем 60 % выпускников школы поступают и обучаются в различных вузах и ссузах города Ростова-на-Дону и других городов России.
В школе имеется хорошая материальная база: спортивный зал, оборудованный необходимым инвентарем, тренажером, 2 спортплощадки, 2 мастерские, библиотека с читальным залом, медицинский кабинет, компьютерный класс, лингафонный класс, оборудованный кабинет ОБЖ, актовый зал, столовая, учительская комната, кабинет для завучей, 17 учебных кабинетов. В школе есть хорошая видео- и множительная аппаратура, видеокамера, подключение к сети INTERNET. В настоящее время создается видеотека, что позволяет более активно внедрять в учебный процесс видеотехнику, использовать информационные технологии преподавания.
В 2001 году школе присвоен статус казачья. За большой вклад в дело государственного становления и развития российского казачества в 2005 году школа награждена Грамотой администрации Президента РФ.
В 2006 году школа участвовала в национальном проекте "Образование" и получила в числе лучших гранд в размере
1 000 000 рублей.
В этом же году она была награждена дипломом за победу в конкурсе ОУ, внедряющих инновационные образовательные технологии.
Участие в различных конкурсах позволило педагогическому коллективу школы внести свой вклад в разработку теоретических и методических основ моделирования и построения воспитательной системы сельского учебного заведения, накопить опыт проектирования и осуществления инновационной педагогической деятельности по совершенствованию и обновлению практики обучения и воспитания сельских школьников. К наиболее важным результатам инновационного поиска можно отнести следующие:
1. Ученики Ленинской школы занимают призовые места в районных, областных конкурсах, смотрах, соревнованиях.
2. Теоретические и методические находки педагогов школы являются востребованными в педагогических сообществах района и области, поэтому на базе учебного заведения проходит большое количество областных и районных семинаров.
3. Создание воспитательной системы школы позволило повысить и упорядочить влияние всех факторов и структур школьного коллектива на процесс развития учащихся, на формирование их интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов.
4. Растет удовлетворенность педагогов, учащихся и их родителей жизнедеятельностью в школе, организацией и результатами учебно-воспитательного процесса.
Однако наряду с перечисленными достижениями в деятельности
образовательного учреждения имеются серьезные нерешенные проблемы внутреннего и внешнего характера.
Во-первых, работа педагогов еще не в полной мере ориентирована на развитие индивидуальности ребенка, на становление и проявление самобытности каждого ученика. Преобладающими на уроках и внеучебных занятиях пока остаются фронтальные и групповые формы педагогического взаимодействия.
Во-вторых, несмотря на стремление педагогического коллектива строить жизнедеятельность школы как открытого культурно-образовательного центра на селе, доступного для всех социальных групп сельских жителей, медленно происходит интеграция культурно-образовательных ресурсов действующих на территории района учреждений и организаций. Фактически вне культурно-образовательного пространства протекает жизнь работающей и безработной молодежи.
В-третьих, наблюдается сужение круга общения школьников. Это происходит из-за сокращения контингента обучающихся, уменьшения численности жителей хутора, ухудшения материального положения семей, не позволяющего детям расширить коммуникативное пространство за счет совершения экскурсионных поездок, посещения музеев, выставок, театров.
Отчетливое осознание достижений, проблем и недостатков помогает более обоснованно избрать пути и способы дальнейшего развития образовательного учреждения. В сложившейся социально-педагогической ситуации педагогическим коллективом учителей школы взят курс на построение воспитательной системы социокультурного центра как благоприятной среды для становления и проявления индивидуальности сельского ребенка.

II . Социокультурный центр как благоприятная среда развития индивидуальности сельского ребенка.
Характерной чертой сельского образа жизни является воспитание детей всем миром. Руководители и педагоги сельской школы учитывают данное обстоятельство и стремятся обогащать воспитательно-развивающий потенциал внутренних и внешних связей и отношений. Такая деятельность осуществляется в рамках социокультурного центра, призванного интегрировать имеющиеся в хуторе культурно-образовательные ресурсы и стать благоприятной средой для развития индивидуальности сельского ребенка.
Ориентация на развитие индивидуальности не является случайной. Желание стать самим собой, обрести свой образ присуще многим людям. Наша школа обладает огромными потенциальными возможностями в поддержке и обеспечении процессов становления и проявления самобытности и уникальности ребенка путем индивидуальностно-ориентированного взаимодействия с учащимися.
Таким образом, моделирование и построение воспитательной системы социокультурного центра как благоприятной среды становления индивидуальности сельского ребенка рассматривается в качестве стратегического направления развития Ленинской средней школы.

III. Теоретико-методологические основы воспитательной системы.
Методологическую основу деятельности по созданию воспитательной системы социокультурного центра составляет совокупность взаимосвязанных и дополняющих друг друга подходов, таких как системный, средовой и личностно-ориентщюванным. В своей работе руководители и педагоги школы опираются на научные положения о сущности, структуре и развитии социально-педагогических систем (В.П. Беспалько, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.), идеи философской и педагогической антропологии (К.Д. Ушинский, Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковскнй, В.С. Соловьев, Б.М. Бим-Бад, В.П. Зинченко, Л.М. Лузина, и др.), научные труды отечественных и зарубежных ученых - представителей гуманистического направления в психологии и педагогике (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский, Ю.И. Турчанинова, И.С. Якиманская, Р. и др.), публикации о возможностях и условиях влияния среды на становление личности ребенка (В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, Ю.С. Мануйлов. В.Д. Семенов, В.А. Ясвин и др.).

IV. Целевые ориентиры воспитательной системы. Основные принципы построения жизнедеятельности
социокультурного центра и образовательного процесса в нем

Целью воспитательной системы является содействие развитию индивидуалъности учащихся посредством формирования благоприятной среды для саморазвития и самовыражения ребенка использования индивидуальностно-ориентированных форм способов педагогического взаимодействия, воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению.
Задачи: На основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний создать максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей. Важнейшие принципы жизнедеятельности:
- Гуманизация обучения и воспитания.
- Гуманизация и дифференциация учебно-воспитательного процесса.
- Системно-деятельностный и личностно ориентированный подход к воспитанию.
Воспитательная работа строится исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития личности.
Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном и внеклассном занятии; а так же построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребенка.
Система внеклассной работы обеспечивает разнообразные потребности личности ребенка. Системный подход к воспитанию реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Ученическое самоуправление обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащегося, приучает его к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю.
Важной частью системы воспитательной работы является формирование и укрепление школьных традиций.
Системный и деятельностный подход к воспитанию диктуют необходимость выйти за рамки школы, активно участвовать в городских, областных мероприятиях.
Таким образом, воспитание предполагается строить с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрофессиональную.
Результатом воспитательной деятельности школы является: воспитание человека, готового к постоянному изменению, развитию человеческой культуры, способного на основе усвоения современной культуры продолжить эстафету поколений. Направления воспитательной системы.
1. Внеклассная и внешкольная работа по предметам технического, естественнонаучного и гуманитарного циклов (факультативы, предметные кружки, предметные недели, викторины, конкурсы, олимпиады).
2. Внеклассная и внешкольная работа по предметам гуманитарного цикла. Реализация программы дополнительного образования детей (организация работы кружков и коллективов музыкального, изобразительного, декоративно-прикладного творчества, театрального направлений, проведение различных концертов, смотров, конкурсов.)
3. Внеклассная и внешкольная спортивно-художественная работа (программа "Здоровье", спортивные кружки и секции, смотры, соревнования).
4. Внеклассная и внешкольная работа по патриотическому, правовому, трудовому воспитанию (смотры, конкурсы, выставки, соревнования).
5. Развитие ученического самоуправления (совет атаманов, казачье правление, детская общешкольная газета "Калейдоскоп").
6. Создание добрых школьных традиций.
7. Совместное проведение досуга детей и их родителей (за чашкой чая, у костра, "огоньки", конкурсы, выставки, интеллектуальные игры, поездки и путешествия).
Основные направления деятельности:
" четкое планирование как одна из важнейших предпосылок эффективности системы воспитательной работы;
" создание и объединение детей в творческие коллективы;
" классные и общешкольные мероприятия комбинированного типа по типу КТД;
" изучение мнений, интересов детей, родителей, педагогов;
" изучение состава учащихся, выявление ученического и родительского актива;
" изучение социума;
" создание кружков разного профиля, спортивных секций, повышение профессионального роста педагогических кадров, создание основы для творчества;
" овладение новыми педагогическими технологиями воздействия на школьника;
" работа в социуме с родителями, подшефным детским садом.

V. Воспитательные цели и задачи на каждом возрастном этапе:
1 ступень
начальное воспитание и образование (1-4-е классы, 7-11 лет) Цель: Выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать внутренние качества, развивать их душу, ум, здоровье, совершенствовать интеллект. Задачи:
1. Оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности.
2. Развитие интеллекта средствами внеклассной деятельности.
3. Формирование потребности в творческой деятельности. Развитие художественно-эстетических способностей.
4. Воспитание общительности, своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу.
5. Способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям.
6. Формирование жизненно важных трудовых навыков и нравственных представлений: формирование у детей таких ценных качеств и привычек поведения, как стремление говорить правду, поступать по справедливости, стремление быть смелым, организованным, исполнительным, уважительным, нетерпимым к лени, зазнайству, грубости, лжи.
7. Воспитание любви к чтению, развитие любознательности, любви к природе, к здоровому образу жизни.

2 ступень
воспитание и образование в среднем звене (5-9-е классы, 11-15 лет)
Цель: Создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой отдельной личности.
Задачи:
1. Оказание помощи в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки.
2. Оказание помощи подросткам в расширении круга интересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности.
3. Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
4. Создание условий для поддержания стабильного здоровья учащихся.
5. Формирование самостоятельности учащихся, расширение возможностей для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
6. Дальнейшее развитие национального самосознания на основе расширения краеведческой, художественно-эстетической деятельности.

3 ступень
воспитание и образование в старшем звене
(10-11-е классы, 15-17 лет)
Цель: Воспитание духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы и глубокими знаниями по профильным дисциплинам, личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в последующем на участие в духовном и культурном развитии общества.
Задачи:
1. Обеспечение высокого уровня общего интеллектуального развития личности учащихся.
2. Создание необходимых условий для завершения базовой общеобразовательной подготовки, необходимой для:
- профессиональной дальнейшей учебы;
- выполнения гражданских обязанностей;
- успешной жизни и деятельности в условиях перехода к рынку.
3. Оказание психолого-педагогической помощи старшеклассникам в формировании самостоятельности, самоорганизации и самоопределения.
4. Дальнейшее развитие национального самосознания, формирования нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности.
Для достижения цели своей деятельности педагогический коллектив осуществляет планомерную работу по направлениям: экологическое, военно-патриотическое, эстетическое и нравственное, физическое, реализующуюся через различные формы КТД.