Система работы дополнительного образования МОУ Ленинской СОШ
Дополнительное образование - неотъемлемая часть воспитательной системы МОУ Ленинской СОШ. Реализуемые в этой области нашей деятельности программы призваны обеспечить успешную социализацию обучающихся с учетом культурных традиций донского края, общечеловеческих ценностей и социальных реалий современного общества и государства. Они направлены на выявление и развитие способностей и интересов детей, осуществление мероприятий по гражданско-патриотическому, нравственно-эстетическому воспитанию подростков и молодежи, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважения к правам человека.
Работа системы дополнительного образования школы базируется на таких принципах, как добровольность, развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, дифференциация и индивидуализация обучения, включенность ребенка в деятельность, приносящую социально значимый результат, последовательность и преемственность в работе кружков и объединений.
Дополнительное образование позволяет нам осуществлять на практике связь предметов школьной программы, изучаемых в первой половине дня, с деятельностью учащихся во второй половине дня. Его тесная связь с деятельностью школы позволяет включать в содержание образования то, что ещё не стало общим и обязательным для всех обучающихся. Это делает дополнительное образование мощным средством гуманизации системы образования в целом - все, что из-за тех или иных условий невозможно положить в основу всем (или всем, кто выбрал тот или иной профиль), можно добавить по возможности и желанию, углубляя, расширяя и применяя школьные знания.
Поскольку управление системой дополнительного образования в нашей школе осуществляется через включение её в работу воспитательного сектора, это позволяет педагогам дополнительного образования поддерживать тесную связь с методическим объединением классных руководителей и корректировать работу с обучающимися во второй половине дня. Участие в работе кружков в системе дополнительного образования способствует организации в рамках гимназии процесса единого непрерывного педагогического взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса, повышает сплоченность школьного коллектива и усиливает интерес к школьной жизни.
Говоря о структуре системы дополнительного образования, отметим, что всего в школе функционирует 11 кружков, которые посещают 85 % обучающихся. В процентном выражении кружки, функционирующие в рамках системы дополнительного образования МОУ Ленинской СОШ, распределяются следующим образом: 55% - предметные кружки, в которых осуществляется учебно-исследовательская работа и работа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся; 18 % - спортивные кружки; 27 % - творческие кружки;18 % - технические кружки.
На основании вышесказанного мы можем говорить о следующих особенностях системы дополнительного образования МОУ Ленинской СОШ:
тесная связь с программой гуманитарных предметов, изучаемых в школе;
использование результатов поисковой работы школьников;
нацеленность на получение социально значимого, практического результата.
Реализация и эффективность данных принципов и особенностей работы системы дополнительного образования наглядно видна при рассмотрении функционирования кружков и творческих объединений МОУ Ленинской СОШ за последние три учебных года.
Во многих образовательных учреждениях сейчас налаживают работу школьного самоуправления. В нашей школе участников школьного самоуправления привлекают к подготовке и проведению общешкольных мероприятий. На этом примере отлично видно, как на практике осуществляется взаимодействие внутри школы между разными кружками в системе дополнительного образования – туристическим, музейным, спортивными, предметными, а также с учителями, ведущими элективные курсы и основные предметы, к которым учащиеся обращаются за консультациями при подготовке конкурсных заданий и проектов.
Работа спортивных кружков и секций (волейбол, баскетбол, футбол) позволяет не только достигать высоких результатов на районных соревнованиях, но и проводить спортивные праздники для учащихся школы, а также подготавливать и проводить на высоком уровне общешкольные спортивные мероприятия, например, День здоровья. Работа таких кружков имеет большое значение и при реализации школьных программ здоровьесбережения.
Одним из интересных творческих кружков, где осуществляется программа эстетического воспитания школьников, являются детские объединения «Азбука бисера», «Мягкая игрушка», «Волшебная лоза», ансамбль «Варенька». Руководители кружков (Пушкарская Л.Ю., Стрельникова Т.И., Бородина Н.В., Ежова О.Г.) и их воспитанники принимают активное участие в социальном проектировании, являющемся основой воспитательной системы нашей школы. Они активно включились в программу
благотворительной помощи детскому саду, с которыми сотрудничает наша школа, домом-интернатом для престарелых п. В-Горняцкого, в том числе выезжают туда с концертами.
Активно ведется в системе дополнительного образования экскурсионная работа. Большой интерес у обучающихся вызывают одно- и многодневные поездки по городам России. По результатам этих поездок обучающиеся создают проекты, с которыми впоследствии выступают на школьных конференциях. Это позволяет осуществлять связь дополнительного образования с учебными предметами первой половины дня. В настоящее время мы всё больше внимания обращаем на создание межпредметных проектов, чему работа во второй половине дня в немалой степени способствует. Экскурсионная работа позволяет расширять и закреплять знания школьников по всему спектру учебных предметов.
В школе реализуется программа «Экология нравственности», в рамках которой осуществляется работа по нескольким направлениям. Это и экологический туризм, и поисковая деятельность, и туристско-краеведческая. В работу данных кружков, кроме его актива, вовлекаются так или иначе все учащиеся школы.
Наша система дополнительного образования – открытая и активно развивающаяся система. Среди перспективных направлений нашей работы назовем такие, как:
развитие школьного самоуправления;
участие в конкурсах социальных проектов;
усиление междисциплинарного характера дополнительного образования в школе.
Мы надеемся, что наша работа и в дальнейшем будет не менее продуктивной и интересной для всех участников образовательного процесса – и для детей, и для их родителей, и для наших учителей.